Основы навигации между интернет-сайтами |
Современный Интернет разросся и содержит огромное количество информации, сосредоточенной в вебе. Всю эту информацию пользователям нужно как-то находить, ведь если информация размещена в Глобальной сети, но недоступна, то и толку от такой информации, мягко говоря, не очень много.
При всем разнообразии технологий оказывается, что у современного пользователя Интернета в распоряжении не так много способов перехода на тот или иной веб-сайт. Во-первых, пользователь может набрать адрес сайта (доменное имя, а реже — IP-адрес сервера) в адресной строке браузера. Во-вторых, пользователь может перейти на веб-сайт, щелкнув по ссылке на какой-либо веб-странице. В-третьих, пользователь может щелкнуть по ссылке в выдаче поисковой системы.
Основа пользовательской навигации в современном вебе — гиперссылки (или просто ссылки, как мы будем называть их далее). Гиперссылка (ссылка) — это специальным образом оформленный фрагмент разметки веб-страницы, содержащий адрес того или иного ресурса Сети и позволяющий перенаправить браузер по указанному адресу (подробности об устройстве и работе ссылок мы обсудим в отдельной главе книги).
Ссылки с одних веб-страниц на другие обрели огромную важность и сейчас являются самым важным навигационным инструментом для массового пользователя. Иными словами, типичный современный пользователь веба — да и Интернета вообще — более склонен "щелкать мышкой" по ссылкам, чем набирать доменные имена в адресной строке браузера. Что, впрочем, не означает отсутствия ценности у доменных имен: ведь в основе ссылок на веб-страницах все равно лежат доменные имена и DNS.
При всем "ссылочном разнообразии" важную роль играют поисковые системы — специальные сервисы, индексирующие размещенную в Интернете информацию и предоставляющие средства поиска по индексам. Скорее всего, читатель знаком с интернет-поисковиками, но для полноты изложения мы приведем несколько примеров поисковых систем: Google (www.google.com), Яндекс (www.yandex.ru), Bing (www.bing.com).
Так как поисковые системы после создания сайта визитки являются одним из основных источников посетителей, особое значение приобретает положение ссылок на данный веб-ресурс в выдаче поисковой системы.
Поясним чуть подробнее, о чем идет речь. В ответ на поисковый запрос, вводимый посетителем, поисковая машина выводит веб-страницу, содержащую ссылки на интернет-проекты, которые релевантны (то есть соответствуют по тематике и другим факторам) запросу. При этом релевантность определяется программным обеспечением поисковой машины. Как правило, чем лучше, по мнению авторов алгоритмов поисковой машины, соответствует сайт запросу, то есть чем он релевантнее, тем выше расположена ссылка на этот ресурс на странице результатов. А сама "поисковая выдача" по популярным запросам содержит десятки страниц.
Посетители поисковых машин, конечно, склонны уделять максимум внимания первым, то есть верхним, ссылкам на странице результатов поиска. Дальше третьей страницы результатов поиска редко кто заглядывает, а просмотреть семь-десять страниц может разве что человек, специально исследующий именно результаты поиска, а не ищущий вебсайт, соответствующий запросу. Для привлечения на веб-представительство трафика из посетителей поисковых машин весьма важно, на какой позиции выдается популярными поисковиками ссылка на веб-ресурс.
Таким образом, важной составляющей современной пользовательской навигации по Интернету являются алгоритмы ранжирования информации поисковыми системами. На результаты работы этих алгоритмов влияет множество факторов, например: число ссылок на данную веб-страницу, текст страницы, наличие в нем тех или иных ключевых слов, их взаимное расположение и т. д. При этом подробности устройства алгоритмов ранжирования владельцами поисковых систем не раскрываются.
Конечно, с ростом значения "поискового трафика" (посетителей, перешедших на веб-сайт по ссылкам со страниц результатов поиска) специалистами, желавшим переместить свои веб-сайты на первые места в поисковой выдаче, были предложены различные способы манипуляции "поисковым ранжированием" в пользу определенных интернет-проектов. Появился целый пласт технологий, связанных с данной тематикой. Этот пласт называют "поисковая оптимизация" или "продвижение сайтов". Прежде чем популяризировать веб-разработку, в том числе и с помощью поискового продвижения, нужно создать и опубликовать его, а для успешного решения этих задач необходимо понимать, какие бывают веб-проекты.
В следующем выпуске: разновидности интернет-сайтов.